МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БРОДЯЖНИЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


Мария Михайловна Сысоева

Южно-Сахалинский педагогический колледж Сахалинского государственного университета
г. Южно-Сахалинск
Россия


Научные руководители:
Елена Васильевна Черная, руководитель научно-методического центра, преподаватель высшей квалификационной категории Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета
Алла Александровна Ведерникова, преподаватель высшей квалификационной категории Южно-Сахалинского педагогического колледжа Сахалинского государственного университета

     Актуальность данного исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития общества бродяжничество продолжает оставаться одной из острейших социально-педагогических проблем. Несмотря на то, что попытки решения проблемы профилактики детского бродяжничества и беспризорности прослеживаются со времен Ивана Грозного (с середины XIX в.) проблема становится государственной, а в ХХ в. принято много законодательных документов по борьбе с бродяжничеством, проблема до сих пор не потеряла своего значения для общества.
     Следует сказать, что термин «бродяжничество» часто выступает как рядоположенный и взаимосвязанный с терминами «беспризорность» и «безнадзорность». Мы полагаем, что подобный подход оправдан, если речь идет об изучении социальных и социально-педагогических аспектов данных явлений. Однако, если говорить о специфической социально-психологической реальности, то, на наш взгляд, именно понятие «бродяжничество» выступает родовой категорией. В этом смысле беспризорность и безнадзорность можно рассматривать как социальные факторы, провоцирующие бродяжничество и одновременно выступающие в качестве одних из возможных его следствий [1, c. 219].
     Принимая во внимание важность темы, нами была разработана модель деятельности социального педагога общеобразовательной школы, основанная на предположении, что социально-педагогическая профилактика бродяжничества среди детей и подростков будет эффективна, если:

1. обозначить приоритеты ребенка;
2. применять активное и свободное обсуждение критериев нравственных и аморальных поступков;
3. научить детей и подростков основам эффективной коммуникации;
4. ограничить время бесцельного пребывания на улице за счет творческой деятельности в школе и других учреждениях дополнительного образования.

     Данную модель мы частично апробировали в МБОУ СОШ № 4 г. Южно-Сахалинска во время прохождения преддипломной практики в 6-м классе.
     Следует отметить, что район, в котором расположена школа является неблагополучным. Как правило, это частный сектор с неблагоприятными жилищными условиями, где значительную часть контингента составляют неработающие граждане, злоупотребляющие алкоголем и психоактивными веществами, имеющие криминальный опыт. Дети, обучающиеся в данной школе и живущие в этих условиях нередко попадают под негативное влияние социума. Таким образом, разработка модели по решению отдельных проблемных сторон феномена бродяжничества проводилась в условиях реальной социально-педагогической деятельности. Модель социально-педагогической деятельности по профилактике бродяжничества подростков представлена в табл. 1.

     Таблица 1 – Модель социально-педагогической деятельности по профилактике бродяжничества подростков



Проблема

Механизм решения

Ожидаемые результаты

I Диагностический этап

1 Работа с учащимися

Частые пропуски занятий

Анализ документов: личные дела, медицинские карты, школьные тетради и др. продукты учебной деятельности.
Анкетный опрос на тему: «Я – подросток: какой я?».
Беседа о причинах пропусков уроков.
Тесты на выявление особенностей развития учебно-познавательной мотивации.
Тесты на определение уровня и характера социально-психологической адаптации.
Социальный патронат
Получение информации о причинах бродяжничества.
Выявление детей и подростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и склонных к правонарушениям.
Определение уровня и характера учебно-познавательной мотивации.
Выявление уровня и характера социально-психологической адаптации к школе и социуму.
Изучение социально-бытовых условий жизни

2 Работа с родителями

Слабый контроль со стороны родителей за поведением своих детей

Беседа с родителями об особенностях воспитания детей и ответственности за выполнение родительских обязанностей.
Анкетный опрос родителей с применением методик, выявляющих стили семейного воспитания, особенности детско-родительских отношений
Получение информации об особенностях семейного воспитания детей и подростков

II. Аналитический этап

Наличие информации, требующей обобщения

Анализ информации.
Обобщение информации
Постановка социально-педагогического диагноза
Разработка программы коррекционно-профилактической работы с детьми, родителями.

III. Коррекционно-профилактический этап

1 Работа с учащимися

Школьная
дезадаптация,
неразвитость социально-приемлемых личностных качеств

Групповая дискуссия: «Каким человеком я хочу стать?».
Индивидуальная работа по созданию личностно-значимой модели «Мои приоритеты».
Тренинги общения.
Организация экскурсий:
в исправительную колонию для несовершеннолетних;
в Сахалинский областной зоопарк;
в Дом детского творчества;
в Сахалинский областной краеведческий музей и др.
Осознание личностно-значимой цели обучения.
Повышение школьной мотивации.
Развитие мотивации социально-направленной деятельности.
Развитие навыков социальной коммуникации.
Профилактика девиаций.
Привлечение к работе по уходу за животными.
Развитие интереса к разным видам деятельности, развитие эстетических чувств

2 Работа с родителями

Отсутствие внимания со стороны родителей

Привлечение детей к различным видам внеурочной деятельности через участие в деятельности кружков и секций:
«Юный пожарник»;
«Танцевальная студия»;
«Спортивные секции»;
др.
Социально-педагогический контроль над детьми в период нахождения в школе.
Появление интереса к спорту, активным социально-направленным видам досуга

Незнание особенностей возраста ребенка

Индивидуальные консультации и тематические родительские собрания на темы:
«Возрастные особенности детей и подростков»;
«Кризисы развития»;
«Искусство хвалить и наказывать» и др.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей

Недостаточный контроль над поведением детей со стороны родителей

Социальный патронат семьи Помощь родителям в осознании своих функций по воспитанию детей и повышение родительской ответственности

Определение эффективности коррекционной работы

Мониторинг результатов Оценка эффективности коррекционно-профилактической работы


     Обобщая вышеизложенное, мы полагаем, что для эффективной работы в школе с детьми, склонными к бродяжничеству, необходимо создавать следующие условия:

1. Укомплектовать штат образовательного учреждения социальными педагогами, психологами для непосредственной работы со школьниками, склонными к бродяжничеству и другим формам асоциального поведения.
2. Привлекать к решению проблемы разные службы: социальные (органы опеки и попечительства, реабилитационные центры и т. д.), правоохранительные (отделение милиции, комиссию по делам несовершеннолетних и т. д.) и медицинских работников (нарколога, психотерапевта) и др.
3. Организовать комплексную и систематическую профилактическую работу в образовательном учреждении по работе с семьей.
4. Разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс методы и формы организации свободного времени учащихся.
5. Организовать работу по преодолению бродяжничества школьников посредством взаимодействия с ближайшим социумом.

Список литературы

  1. Гоголева А. В. Социально-психологическая характеристика побега, бегства, ухода ребенка из дома // Мир психологии. – 2003. – № 4. – С. 218-229.